Интернет в школе

Интернет как средство коммуникации
Интернет создавался как средство коммуникации и до сих пор таковым остается. Электронная почта, сервисы обмена мгновенными сообщениями, социальные сети.
Наша школа самостоятельно подключилась в сети Интернет примерно в 1994 году и при этом был подключен единственный компьютер. Тогда же появился школьный электронный ящик. В начале 2000-х появился первый школьный сайт.
В настоящий момент в школе 4-мегабитный канал к которому подключено 80% компьютеров, функционирует третья версия школьного сайта с доменом 2-го уровня Person1a.ru, учителям школы предоставлена возможность зарегистрировать свой почтовый ящик в этом домене, а на школьном сервере создан сервер обмена мгновенными сообщениями по протоколу Jabber.
Учащиеся предпочитают в качестве площадки для общения социальные сети. Например, многие классы создали свои группы «Вконтакте». Именно там идет обсуждение последних школьных событий, трудностей домашних заданий и разговоры на внешкольную тематику.
Также возможность коммуникации предоставлена в сетевом городе, но она до сих пор не пользуется особой популярностью ни среди наших детей, ни среди учителей. А вот как средство дополнительной коммуникации между классными руководителями и родителями понемногу начинает работать.
Интернет как глобальный информационный ресурс
В настоящий момент Интернет можно рассматривать не просто как информационный ресурс, а как самый популярный и стремящийся к монополии ресурс. Сами того не замечая, мы по каждому вопросу обращаемся к интернету. Также поступают и наши дети.
Для доступа к информации в учительской и медиатеке были созданы рабочие места с доступом в Интернет для обучающихся и учителей.
В сети существует много научных, научно-популярных и образовательных ресурсов, которые могут быть использованы не только для подготовки к урокам, но и для самообразования, а также для выполнения проектов.
Сетевой город можно рассматривать и с точки зрения информационного ресурса. Кроме текущей и итоговой аттестации, Сетевой город содержит большую подборку нормативно-правовой документации, учебный план, распределение часов и классного руководства, портфолио педагогов и много другое, что может быть полезным не только обучающимся и их родителям, но учителям и администрации. Для полноценной работы сетевого города необходимо дополнительное техническое оснащение. Это не только компьютеры/ноутбуки/планшеты для каждого учителя, но и подключение их к сети (беспроводная сеть также требует вложений), а в условиях большой школы оба пункта вызывают определенные трудности.
Сайт школы отражает жизнь конкретной школы и с этой точки зрения уникален. Хотя согласно требований, предъявляемых к сайту, он является инструментом контроля за школой.
Дополнением или развитием школьного сайта могут стать персональные сайты учителей. С одной стороны это визитная карточка учителя, с другой — информационный ресурс, который предлагает ученикам и коллегам (как наиболее вероятные посетители сайта) свое виденье различных вопросов.
Создание, а главное поддержание собственного сайта, процесс очень ёмкий по времени, поэтому часто можно встретить сайты в зачаточном состоянии (их авторы не смогли найти достаточно сил и времени для его регулярного пополнения).
В нашей школе мне известно пять случаев, создания персональных сайтов. Я не думаю, что необходимо каждому учителю иметь свой сайт. Сайты нужно создавать хорошим учителям. Им есть что рассказать и детям, и коллегам.
Интернет как образовательная среда
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Нынешние школьники родились в эпоху его существования. И если мы с вами просто привыкли к Интернету, то дети не представляют себе нашу жизнь без него. И это приходится учитывать.
Конечно, они воспринимают Интернет в первую очередь как коммуникационную и развлекательную среду. Для того, чтобы организовать образовательный процесс в сети, учителю необходимо самому «погрузиться» в интернет-тематику. Образовательная деятельность учеников в Сети может быть самой разнообразной – от поиска информации по заданной теме до создания собственных образовательных или информационных ресурсов.
Любое соревнование — это стимул к познавательной и творческой деятельности. Появление Интернета в школах стало прекрасной возможностью для расширения списка конкурсов и олимпиад, в которых могут участвовать дети. Различные мероприятия центра Snail (г. Омск), «Гении логики», «КИО» и другие конкурсы стали традиционными в нашей школе. Таким образом, участие в дистанционных соревнованиях и стало первым этапом включение Интернета в школьный образовательный процесс.
Следующим этапом стало использование Интернета на уроках и консультациях. Так, Амонжалова Л.Г., учитель математики активно использует ресурсы Интернета при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ, используя для этого онлайн-тестирование, банки задач и другие ресурсы непосредственно во время занятий. Учителя информатики переносят практические занятия по использованию Интернета на дом, чтобы не перегружать школьную сеть и не ограничивать работу рамками урока.
И наконец, дистанционные курсы. Дистанционно начали учиться учителя на курсах повышения квалификации (не только на базе АКИПКРО). Дистанционно начали учится наши дети (БГПА организовывает дистанционные факультативы. Например, по языку программирования Scratch).
Закономерно появилась идея создания собственных дистанционных курсов. Технические возможности для этого есть.
Во-первых, Сетевой город. В нем заложена возможность создания собственного курса, но с возможностью редактирования любым пользователем.
Вторую площадку для размещения курса нашли сами педагоги. Это сайт «ПроШколу.ру». Он активно используется в первую очередь учителями начальных классов.
На школьном сервере была установлена система управления курсами Moodle. Для его освоения была создана фокус-группа из представителей всех школьных методических объединений и желающих. В настоящий момент создано несколько пробных курсов.
Таким образом, на момент создания на базе нашей школы центра дистанционного обучения по внутренней модели мы были технически и психологически готовы к такой работе.
Учителя Паксеева И.Г., Пастухова Н.Н., Шевчик А.Н. прошли обучения как тьюторы дистанционного обучения. Они неоднократно делились своими знаниями и опытом создания дистанционных курсов с коллегами на различных уровнях.
Круг учителей, использующих дистанционные курсы для дополнительной работы с детьми постоянно расширяется.
В текущем учебном году учитель информатики Толмачёва Н.П. организовала работу электива по компьютерной графике для 8-х классов, используя школьный Moodle. Велиева С.А. создала ряд кратковременных курсов таких как «Математика вокруг нас», «Занимательная грамматика» и другие.
Перспективы
В текущем учебном году на школьном сервере создан сайт ЧерноWiki для освоения обучающимися и учителями wiki-технологии, а также для реализации различных учебных, творческих и исследовательских проектов.
В 10-11 классах был организован проект «Информатика в лицах», целью которого было научить обучающихся работать с wiki-сайтами, выявить потенциальные трудности при реализации подобных проектов.
Для учителей задуман проект «Азбука», который только начинает воплощаться. Целью нового проекта является знакомство педагогов с возможностями wiki-технологии. Реализация проекта запланирована на 3 четверть.
Кроме того, запланирован цикл семинаров под общим названием «Онлайн сервисы в работе учителя». В настоящее время в Интернете существует большое количество сервисов, которые можно использовать в образовании. Они позволяют анкетировать и опрашивать детей, организовывать совместную работу детей в группах над диаграммами, презентациями и другими документами. Большинство учителей не знакомо с такими возможностями или никогда не думало о возможности их применения в учебном процессе.
Использование разнообразных сетевых сервисов привлечет учащихся своей новизной и разнообразием форм, повысит коммуникационные и IT-компетенции, улучшит качество усвоения школьной программы.
Также в ближайших планах подключение 200% компьютеров к школьной и глобальной сети (именно 200%, так как планируется подвести Интернет во все помещения, даже там, где пока нет компьютеров). В результате учителя получат возможность работать с электронным журналом и использовать образовательные возможности Интернета непосредственно на уроке, а каждое новое АРМ учителя будет сразу подключаться к сети.
Обеспечение же каждого учебного кабинета мультимедийным и интерактивным оборудованием — задача не одного года.